Эта фирма продаёт технику жодинского концерна в России с разрешения головной компании. Среди основателей «ТД БелАЗ» — беларусский «Президентский спортивный клуб», которым руководит Дмитрий Лукашенко.



С 2007 года он владел третью торгового дома, но к 2019 эта доля выросла до 45%. Остальная часть фирмы принадлежит головной компании «БелАЗ».

Сами БелАЗы пользуются большим спросом в России, но официальный торговый дом жёстко контролирует их сбыт. В 2012 году у российской антимонопольной службы возникли вопросы к такому регулированию торговли. Вскрылось, что «ТД БелАЗ» рекомендовал покупать самосвалы только у конкретных российских фирм. В противном случае завод не гарантировал их поставку и сервисное обслуживание. В итоге покупатели оказывались ограничены в выборе дилера, а конкуренция между ними сводилась к минимуму в нарушение антимонопольных законов.

Для «БелАЗ» такой принцип работы чреват убытками: его продукция практически полностью ориентирована на экспорт, а от 50% до 90% самосвалов уходят как раз в Россию. Потенциальный ежегодный товарооборот — сотни миллионов долларов, которые в счет оплаты должны возвращаться в Беларусь. Но к 2015 году у российских партнеров накопилась задолженность перед беларусскими производителями, в том числе по уже поставленным самосвалам.
Для решения этого вопроса по личному поручению Лукашенко в Россию был направлен тогдашний генпрокурор Беларуси — Александр Конюк. По итогам его проверки было возбуждено несколько уголовных дел, но о наказании причастных к коррупционным преступлениям не сообщалось, а схемы торговли жодинской техникой не изменились.
Дилеров в России «БелАЗ» до сих пор выбирает через торговый дом, который почти наполовину принадлежит спортивному клубу под руководством Дмитрия Лукашенко и в котором как минимум два года работала его жена Анна. Но это не единственная семья, которая зарабатывает на жодинской технике. Как выяснил БРЦ, договоры о поставках в Россию «ТД БелАЗ» заключил с компаниями, владельцы которых связаны с менеджментом государственного дилера, а также близки с Анной и Дмитрием Лукашенко.
Первую в российской прессе называют женой Константина Макарова, директора по правовым вопросам «ТД БелАЗ». Вторая — жена Виктора Кулуева, бывшего главы совета директоров того же торгового дома. В общей сложности, Кулуев с женой владеют долями как минимум в четырех компаниях, которые занимаются дистрибуцией и сервисным обслуживанием жодинской техники в России.



В 2020 году супруги вошли в топ-10 беларусов, больше всех заработавших в России. Чистая прибыль их компаний с 2017 года — около 176 миллионов долларов, что лишь в два раза меньше, чем чистая прибыль самого «БелАЗа». Около половины этой суммы владельцы выплатили себе в качестве дивидендов. Кроме того, в 2018 году компания Елены Лагун и Оксаны Тачковой «Б-24» попала в топ-500 крупнейших компаний России по выручке.
Такие доходы позволяют Кулуеву и Лагун вести роскошный образ жизни. Как выяснил БРЦ, компанию им часто составляли Дмитрий и Анна Лукашенко. Благодаря «Киберпартизанам» мы нашли у членов двух семей 11 совместных перелетов. География их путешествий была ограничена: в 2011 году из-за подавления послевыборных протестов в Беларуси Дмитрий Лукашенко попал под европейские санкции. Кулуев летать в ЕС продолжил с женой Дмитрия — Анной Лукашенко. В 2011 году они вместе посетили Вену и Франкфурт.
В 2013 году семьи отправились в путешествие уже в полном составе: Дмитрий и Анна Лукашенко с детьми и Кулуев с женой и ребёнком. 22 марта они на частном бизнес-джете вылетели из Минска в Стамбул.
Там Дмитрий Лукашенко отметил своё 33-летие. В Турции компания провела 9 дней.
Она активная участница провластных автопробегов и заместитель руководителя продюсерского центра «Музыкальная медиакомпания».


Сейчас Татьяна ездит по государственным предприятиям в поисках талантов для программы на ОНТ «Звёздный путь». Она посетила тот же «БелАЗ», «Беларуськалий», «Гродно Азот», «МТЗ» и «МАЗ». Кастинги проходили под лозунгом «Стань звездой без отрыва от работы!»
Владеет «Музыкальной медиакомпанией» Дворец Республики управделами Лукашенко и фирма «АНСЛ продакшн».


Последняя целиком принадлежит Андрею Врублевскому.


Известно, что он был директором «Клуба тенниса», который входит в состав спортклуба под руководством Дмитрия Лукашенко. Врублевский не раз летал с семьей своего начальника на бизнес-джетах, а затем вместе с сестрой его жены, Татьяной Кулаковой, получил госзаказ от ОНТ на молодую «Музыкальную медиакомпанию». Шоу «Звёздный путь» эта фирма создает вместе с профсоюзами при финансовой поддержке Министерства информации.
Это не первый бизнес-проект Татьяны Кулаковой. В 2017 году она основала собственную сеть магазинов брендовой одежды «Это Я».


За несколько лет работы удалось открыть пять торговых точек, одна из которых расположилась в Dana Mall — там же, где и картинная галерея Лилии Лукашенко.

В 2020 году «Это Я» ушла в минус, и уже в следующем году магазины этой сети деятельность не вели.


Муж Татьяны, Владимир Кулаков, оказался более способным бизнесменом. С 2011 года он возглавляет уже упомянутый «Клуб тенниса», который принадлежит спортклубу под руководством его свояка Дмитрия Лукашенко.


Также Кулаков совладеет сетью автомоек. Один из его компаньонов в этом бизнесе — Николай Зарубицкий, организатор автозабегов в поддержку Лукашенко после августа 2020 года.


Есть у свояка Анны Лукашенко и активы в ресторанном бизнесе. Он совладелец компании «Подиум Стар», которая управляет рестораном FABRIQ.


На открытие ресторана потратили около 1,5 миллионов долларов. FABRIQ — один из активов семьи Садовских.
Эти бизнесмены работают с ресторанным бизнесом, легкой промышленностью и недвижимостью и отличаются скандальной репутацией. Кроме того, Наталья Садовская была на «тайной инаугурации» Лукашенко в 2020 году.
Своего сына Татьяна Кулакова в прошлом году перевела в Минскую международную гимназию, которую, как мы выяснили в одном из наших расследований, основала Ирина Абельская за деньги олигарха Михаила Гуцериева. В этой частной школе недалеко от Дроздов учатся в основном дети бизнесменов и приближенных к Лукашенко.
Одна ночь в этом месте с детьми обходится в среднем от двух до пяти тысяч долларов. Таким образом, компания Анны Лукашенко только на жилье потратила около полусотни тысяч долларов. А все три отпуска в 2017 году обошлись Анне и ее спутникам в 350 тысяч долларов, по минимальным подсчетам.
Уже в январе 2018 года Анна Лукашенко и её сестра с семьями вылетели во французский Шамбери, снова на государственном борту.
4 февраля Кулакова опубликовала фотографию из ресторана со звездой мишлен L’Atelier d’Edmond во французских Альпах.

10 февраля компания вернулась в Минск из Лиона, опять же, на государственном самолете.
По нашим подсчетам, поездка длилась 11 дней и могла обойтись как минимум в 100 тысяч долларов.
Эти отпуска Анны Лукашенко не соотносятся с ее официальным заработком. В 2018 и 2020 годах в «ТД БелАЗ» она суммарно получила около 100 тысяч долларов. Зарплата ее мужа Дмитрия в «Президентском спортивном клубе», его единственном официальном месте работы, в 2016 году составила около 30 тысяч долларов.
Семейные праздники эта пара, как правило, отмечает за рубежом. С 2011 по 2013 год Анна Лукашенко отмечала свой день рождения в Турции.
Скорее всего, выбор пал на эту страну из-за санкций, наложенных на её мужа, которые запретили ему посещать страны Евросоюза.
В 2016, когда наступила санкционная «оттепель», вся семья на государственном самолете отправилась отмечать день рождения Анны в Грецию. Сопровождал их, как мы рассказывали в одном из наших расследований, бизнесмен из окружения Лукашенко — Павел Топузидис.
В 2017 году Анна для своего дня рождения выбрала Кальяри — город на побережье Средиземного моря, с хорошо сохранившимся историческим центром и красивыми пляжами. В 2018 и 2019 годах она собрала семью на праздник в Салониках.
Дмитрий Лукашенко в 2013, 2016, 2017, 2019 и 2020 годах тоже отмечал свой день рождения не в Беларуси. Он последовательно летал в Стамбул, Абу-Даби, Любляну, Барселону и Мюнхен. Некоторые из этих путешествий — на бизнес-джетах. Суммарно только транспорт для празднования именин обошелся Дмитрию как минимум в полмиллиона долларов. Такие деньги со своей официальной зарплатой он мог бы заработать лишь за 17 лет.
Если к этой сумме прибавить стоимость полетов на дни рождения Анны, то общие затраты супругов на транспорт превысят миллион долларов. Отпускной бюджет Дмитрия и Анны соизмерим с суммами, которые государство выделяет, к примеру, на создание нового национального портала открытых данных.
В марте 2013 года компанию Анне и Дмитрию составил другой бизнесмен — Александр Мошенский. На государственном джете они возвращались в Беларусь из Турции, где средний сын Лукашенко отмечал день рождения.
Ещё раз Мошенский вместе с Анной и Дмитрием будет лететь на частном джете из Пизы в 2019 году.
Среди спутников Анны по перелетам был и Владимир Здобнов, гендиректор компании «Юнивест-М» Анатолия Тернавского. Некоторое время Анна работала в этой фирме. Тернавский — это главный нефтяной кошелек Александра Лукашенко. Совместно с литовским порталом Siena мы нашли у него в Англии 60 миллионов долларов, заработанных на нефтепродуктах. За связь с Лукашенко Тернавский в 2012 году попал под санкции.
Среди попутчиков Анны и Дмитрия Лукашенко оказались не только беларусские бизнесмены. Путешествия на курорты с этой семейной парой разделяли, например, представители словенской компании Riko, которая тесно сотрудничает с властями Беларуси. Среди них — Живорад Смилькович, глава представительства Riko в Беларуси, а также менеджер этой компании Милутин Смилькович и его жена Дарья.
В июле 2017 года Живорад на бизнес-джете возвращался вместе с Анной и Дмитрием в Минск из Кальяри, с празднования её дня рождения. В 2019 он же вместе с семьёй среднего сына Лукашенко на две недели полетел в швейцарский Сьон. С этого горнолыжного курорта они вернулись в Минск на государственном самолете.
Компания Riko, в которой работает Живорад, — один из основных активов бывшего почетного консула Беларуси в Словении Янеза Шкрабеца. Этот словенский бизнесмен неоднократно выступал против санкций ЕС в отношении России и Беларуси, потому что они вредят «европейскому бизнесу» в этих странах.
В 2015 году Riko подписала с Минэнерго договорённости по модернизации электроэнергетической системы страны. Компания обновила подстанцию «Белорусскую» к запуску БелАЭС, а также построила подстанцию «Брест-Западная», которую запустили в 2022 году.
В 2020 году в прессе сообщалось, что за последние десять лет Шкрабец заключил в Беларуси сделок на сумму более 310 миллионов евро. Всего его фирма реализовала в нашей стране не менее 40 различных проектов: госзаказы, поставки станков, строительство подстанций, установка технологических линий.
В 2021 году словенская пресса сравнила связи Шкрабеца и Лукашенко со связями Каричей и Лукашенко, отметив, что госдепартамент США изучает фигуру владельца Riko. Ранее СМИ писали, что в 2004 году Шкрабец катался на лыжах с Александром Лукашенко, когда тот посещал Словению. Лукашенко тогда встречался и с Миланом Кучаном — бывшим президентом Словении.
Riko поддерживала отношения и с кошельками Лукашенко. С 2013 по 2019 год у менеджера этой фирмы Милутина Смильковича, который путешествовал с Анной и Дмитрием Лукашенко, была совместная компания с Александром Зайцевым — бывшим помощником Виктора Лукашенко и одним из крупнейших беларусских олигархов.
Зайцев и Смилькович основали совместную компанию СМ “Индастриал Инжиниринг”, которая сейчас реорганизована в СООО “МИЛКОНФОРЕСТ”.



Через неё бизнесмены занимались поставками продукции деревообработки. Незадолго до реорганизации попавший под санкции Зайцев вышел из состава владельцев.


Компания входит в топ-5 экспортёров в Сенненском районе. При этом она официально убыточна как минимум с 2020 года и реализует свою продукцию ниже себестоимости.


Несмотря на связи с подсанкционными бизнесменами и брак с Дмитрием Лукашенко, сама Анна никогда не попадала в запретные списки. Это расследование — часть нашей работы по изменению ее статуса.