Журналисты изучили тысячи тендеров и выяснили, что за шесть с половиной лет компании, связанные с родными начальника Департамента лекарственных средств и медицинских изделий (ДЛСиМИ) Нурдина Кагаздиева, выиграли медицинские тендеры на сумму более 350 млн сомов.

Из общего количества выигранных тендеров контракты на 7 млн сомов были присуждены за счет того, что эксперты называют «имитацией конкуренции», а другие госзакупки на более 130 млн сомов имеют признаки конфликта интересов между поставщиком и закупающей организацией.
До апреля 2022 года закон о госзакупках запрещал компаниям с одним и тем же учредителем и руководителем участвовать в тендерах. Однако фирмы родных Кагаздиева формально обошли этот запрет, зарегистрировав компании на разных членов семьи и родных.
Несмотря на то, что маневры с вовлечением родных в госзакупки стали считаться нарушением после принятия нового закона, эксперты считают, что участие фирм родных чиновника в одних и тех же тендерах можно назвать «имитацией конкуренции» и по предыдущей версии закона.
Всего журналистам удалось обнаружить, как минимум, шесть компаний, которыми руководили, либо владели разные родственники Кагаздиева, среди которых — его отец, двоюродная сестра, двоюродный брат, тетя и сестра жены.
Гульмира Абдыразакова. Председатель правления форума по прозрачности и подотчетности государственных закупок.
Кем приходятся владельцы компаний Нурдину Кагаздиеву и на какую сумму они выиграли тендеры в период с мая 2016 по июль 2022 года






Возможен конфликт интересов
Сам факт наличия родных, занимающихся бизнесом в той же сфере, где работает Кагаздиев, указывает на конфликт интересов, о котором чиновник должен был объявить для проведения служебного расследования.
У родных чиновника не только есть компании, которые побеждают в тендерах, но они также владеют аптеками и ввозят медицинские товары и оборудование — надзор над всем этим осуществляет ведомство Кагаздиева.
Опрошенные эксперты считают, что подобные условия лишают начальника департамента объективности.
Кагаздиев утверждает, что служебного расследования по наличию родственных связей не было. По его словам, он никак не влияет на победы своих родных в тендерах, а его семья давно занимается фармацевтическим бизнесом — и их дела, как он говорит, сейчас идут не очень хорошо.
Проверить слова Кагаздиева на деле довольно сложно. Однако можно утверждать, что одна из компаний его родных в апреле прошлого года чуть не получила преимущественное право на поставку медицинских и прочих товаров в государственные учреждения без проведения тендеров.
Такая мера по созданию списка объяснялась необходимостью избежать бюрократических механизмов в период пандемии коронавируса, когда медицинские и прочие учреждения нуждались в лекарствах и средствах защиты, и снижением экономических показателей в нескольких отраслях.
В этом случае «Фамеко» (бывшая «Камелин Азия») хотели разрешить без тендеров поставлять медицинские маски, респираторы, защитные комбинезоны, бахилы, медицинские халаты, медицинские чепчики и специальную одежду.
Однако инициатива в итоге не была принята — представитель департамента госзакупок сказал, что документ «сейчас просто стоит».
До рассмотрения этого проекта постановления одна из компаний родных чиновника — «Интермед ЛТД» — уже активно участвовала в тендерах по борьбе с коронавирусом. За 2020 год она вошла в топ-5 компаний, которые освоили практически 20 процентов от общего бюджета связанного с закупками по борьбе с COVID-19, заключив контракты на сумму более 900 тысяч долларов (69 млн сомов) по обеспечению больниц средствами защиты, лекарствами, расходными материалами и другими медицинскими товарами.
Частый подрядчик НЦОМиД
Один из самых частых заказчиков компаний, связанных с родными Кагаздиева — Национальный центр охраны материнства и детства (НЦОМиД).
Там, фирмы родных главного фармацевта, выиграли контракты на 133 млн сомов. А так же, именно с НЦОМиД связано несколько ключевых жалоб на компании родных Кагаздиева.
Счетная палата выяснила в 2017 году, что «Фамеко» («Камелин Азия») поставила оборудование по цене почти в три раза выше, по сравнению с ценой завода, которая составляла около 6 млн сомов.
Летом 2022 года еще в одной жалобе конкурент «Фамеко» — компания «Амика» — написала, что не понимает, каким образом компания родных Кагаздиевых победила без соответствия требованиям в тендере на 57 млн сомов.
Нурия Токтогулова, двоюродная сестра чиновника, подтверждает, что зарегистрированные на нее и других родных компании побеждали в тендерах национального центра. Однако она не считает это имитацией конкуренции.
Одну из компаний, где директором числится Токтогулова — «ЭлЧи фарм» — подозревали в наличии родственных связей между ее руководством и бывшим директором НЦОМиД Камчибеком Узакбаевым. Эта компания также периодически выигрывала тендеры национального центра.
По словам Токтогуловой, она уже не работает в «ЭлЧи фарм», а с учредителем компании Заремой Камчыбековой не была и вовсе знакома. Журналисты не смогли найти прямых связей между владельцем и бывшим директором национального центра, кроме того, что Камчыбекова и сын Узакбаева являются учредителями одной политической партии «Эл талабы».
Однако Токтогулова признается, что хорошо знает самого Узакбаева — она говорит, что это знакомство помогло ей также зарегистрировать на себя аптечный пункт национального центра.
Сам Узакбаев оказался недоступен для комментариев — на звонки и сообщения в социальных сетях, по которым с ним можно было связаться, он не ответил.
Оснований расследовать достаточно
Председатель правления форума по прозрачности и подотчетности государственных закупок, Гульмира Абдыразакова считает, что причин расследовать связи между компаниями связанных с родными Кагаздиева и НЦОМиД более чем достаточно.
Один из опрошенных юристов считает, что если обнаружится связь между поставщиком и национальным центром, может указывать на прямой конфликт интересов, то бывший директор или иное должностное лицо может понести ответственность.
Опрошенные эксперты в области медицины сказали, что медицинские тендеры — это одна из исследуемых коррупционных схем в системе здравоохранения, и что при их обнаружении тендеры чаще всего пересматриваются.
Бывшая сотрудница системы здравоохранения Бермет Барыктабасова говорит, что непотизм в кыргызской медицине — обычная практика для чиновников, занимающих должности в системе здравоохранения:
По ее словам, о связях чиновников с компаниями известно многим, и такие связи надо досконально проверять.
Нурдин Кагаздиев отметил, что не держится за власть и готов в любое время покинуть пост Директора Департамента.
Из ответа Генеральной Прокуратуры КР
С 2012 года по июнь 2022 год включительно, было возбуждено 167 уголовных дел связанных с государственными закупками.
154 головных дела связаны с государственными органами 13 уголовных дел связаны с частными компаниями.
Значительную часть фигурантов данных преступлений составляют должностные лица, работники Министерства здравоохранения Кыргызской республики.